Тайное поучение о нашем спасении. О молитве Иисусовой. Протоиерей Валентин Свенцицкий (Часть 1)

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».


Святой Марк Подвижник говорит «Что за надобность дьяволу бороться с теми, которые всегда лежат на земле и никогда не встают».


По словам аввы Исаии:


«Много смущает и тревожит бесов то, когда инок вооружает себя тайным поучением, которое заключается в следующей молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».


Желающий подвизаться молитвой Иисусовой встает с земли, и потому дьявол сейчас же начинает бороться с ним и бесы приходят в тревогу.


Начинающему надо знать опасности, которые его ожидают:


1) если начинать без руководителя,


2) если сразу начинать со многого,


3) если постоянно ждать результатов,


4) если пренебрегать установленной общецерковной молитвой,


5) если не бороться со страстями.


Надо иметь руководителя.


Как только человек «встанет с земли» и начнет творить молитву Иисусову – так дьявол сейчас же приближается к нему.


Если человек нетерпелив, дьявол действует на него так: отравляет его «окамененным нечувствием».


Исчезает всякая, даже ранее бывшая молитвенность. Холодеет сердце. Состояние тяжелой скуки, как бы оцепенения, кажется проистекающим именно от этой молитвы.


Мысли:


«Пока не молился, этого не было».


«Надо бросить. Подожду, когда явится другое настроение».


«Должно быть, я не способен к молитве – у меня ничего не выйдет».


Если человек горяч, дьявол действует так: обманывает быстрым успехом.


В первые же дни наступает блаженное состояние духа. Сердце согревается. Сладкое физическое ощущение теплоты от сердца разливается по всему телу. С первых же слов текут слезы умиления. Стоит на молитве точно не на земле, а на небе.


Мысли:


«Как легко и просто можно научиться молитве».


«Может быть, у меня особый дар».


«С первых же дней я достигаю такой высоты, что же будет дальше?»


Проходит еще некоторое время. Молится. Но все исчезло. Нет прежнего. А желание разгорелось. Дьявол «показал». Обманом дал попробовать «сладость».


Молящийся начинает «заставлять» себя, нудится. И дьявол помогает ему: нервное усилие приводит к цели – опять теплота, сладость и слезы.


Мысли:


«Охлаждение – это искушение, буду заставлять себя молиться по-прежнему».


На следующий день еще холоднее сердце и еще большими усилиями достигается нервное возбуждение. Так идет день за днем. И, силясь вернуть ускользающее, доходит человек до умоисступления.


Чем может помочь руководитель?


Самому, изнутри, определить темп (скорость) молитвенного пути невозможно. Невозможно определить самому, сколько раз надлежит повторить молитву Иисусову – надо ли увеличить время молитвы или остаться при прежнем.


Самому невозможно определить и качество молитвенных состояний.


Вот почему Григорий Синаит предостерегает «самочинников» от созерцательной молитвы. Ибо если он захочет «приобрести ее, то одно из двух должен претерпеть: если понуждается, то прельщается и пребывает не исцелен, если же не старается – то остается без успеха на всю свою жизнь».


Надо отдать себя руководителю. Даже неопытный руководитель лучше, чем без руководителя вовсе.


Если не умудрит Господь руководителя-духовника и он не сможет верно указать самое полезное для молящегося, он сделает великое благо уже тем, что «личную волю» молящегося, через которую действует дьявол, обезопасит, взяв в свои руки.


Не надо начинать со многого.


Горячее желание достигнуть великих результатов, о которых читал и слышал подвизающийся, так не соответствует первоначальной ступени (повторение молитвы сто раз), что является желание сразу начать с большого.


Не предвидя опасности, назначают себе правило в триста, пятьсот и даже тысячу раз.


Дьявол ждет этого. Ревность обращает в гибель.


Как обучающийся игре на музыкальных инструментах, сразу не поставивший свою руку систематическим и терпеливым обучением, потом с трудом должен будет переучиваться вновь – или не научится играть никогда, – так и начавший молитву со многого не ускорит, а лишь замедлит свое «обучение молитве», если только не вовсе погубит себя.


Не научившись сосредоточивать свое внимание на малом, молящийся отдает себя во власть рассеянных мыслей, стоит на молитве беззащитный, открыв душу и не имея сил ее защитить.


Состояние его опаснее, чем рассеянность мирская.


Здесь, на молитве, душа открыта и, не имея должной сосредоточенности, дабы внимательно и зорко следить за собою, делается достоянием злых сил.


Первое время настойчивое повторение молитвы множество раз создает призрачность молитвенного подъема. За словами еще нет полноты молитвенного содержания, но есть как бы предчувствие его. Молящийся радуется этому.


Мысли:


«Я иду верным путем» – «ибо никогда раньше не испытывал ничего подобного».


«Надо еще увеличить правило, тогда скорее достигну настоящей молитвы».


На деле получается иначе.


Незаполненность духовная, рассеянность внимания при раскрытости и незащищенности души приводят к следующему: в душу начинают вторгаться ощущения необычайной остроты и полной противоположности молитве. Охватывает внезапный голод. Или жажда. А чаще всего чувственное вожделение.


За ощущениями приходит мысль. Образы неожиданные, как во сне. И все это преувеличенно яркое, неестественно сильное.


Никогда в повседневной жизни мирской человек не испытывает так ни голода, ни жажды, ни вожделения.


Молящийся приходит в ужас. Изнемогает. Но, встав на путь количественный, то, от чего страждет, принимает за оружие борьбы и еще увеличивает себе молитвенное правило. Это делает его еще более беспомощным. Внимание совершенно растворяется в громадном числе повторений молитвы. Руководящее внутреннее начало исчезает. Душа отдается во власть враждебных стихий.


Тогда за чувственными образами начинают вторгаться в душу мысли кощунственные, против которых возмущается все существо человека, но от которых он уже не в силах оградить себя.


И тогда или бросает молитву, или – если Господь пошлет опытного руководителя – начинает все сначала.


Не надо постоянно ждать результатов


Не надо связывать желаемых результатов с каким-нибудь сроком, хотя бы и самым отдаленным.


Нельзя говорить себе: «Достигну того-то через месяц или через год». И с беспокойством следить каждый день, есть ли движение вперед.


Молящийся должен приступать с твердым решением подвизаться независимо от результатов. Хотя бы и никаких не было плодов от трудов его – продолжать начатый труд. Ибо наше дело трудиться, а плоды от Господа.


«Помилование зависит не от желающаго и не от подвизающагося, но от Бога милующаго» (Рим.9:16). Инок, постоянно ожидающий результатов, создает в себе ту двойственность, которая есть злейший враг молитвы.


Он уже не следит за правильностью внутренней своей работы, а внешне наблюдает за ее результатами.


Дьявол стережет молящегося и начинает втягивать его в эту забаву.


Он создает видимость совершенствования. Молящемуся начинает казаться, что вчера он чувствовал на молитве не так, как сегодня. Для него делается, как он думает, «ясно», что на пути своем он поднимается выше.


Мысли:


«Я уже на молитве чувствую себя совершенно иначе, чем вначале, через два, три месяца будет еще лучше.»


Является нетерпение – скорей бы. Горячо берется за начатое. А дьявол, как бы смеясь, держит ожидаемое перед самыми глазами. Молящийся ждет его наступления каждый день, не замечая, что давно уже сбился с пути и отошел от истинной цели совершенно в другую сторону.


В молящемся создается два человека: один, обольщенный, переживает подобие высоких молитвенных состояний, которые суть наваждения бесовские, другой наблюдает эти состояния и подгоняет первого.


Занятый этой суетной внутренней работой, молящийся не видит, куда зашел. И вот, когда эта раздвоенность дойдет до своего предела, все мнимо достигнутые результаты разом исчезнут и останется в душе невыразимая усталость, точно после тяжелой болезни. Вернуться на истинный путь будет стоить великих трудов, ибо работа была не только безрезультатна – она оставила опустошительный след в душе, усилив ту двойственность нашу, которая стоит одним из главнейших препятствий на молитвенном пути каждого.


Не надо пренебрегать установленной общецерковной молитвой.


Увлекаясь молитвой Иисусовой, часто заменяют ею установленное утреннее и вечернее келейное правило, а иногда даже и церковные службы.


Новизна и сила молитвенных переживаний, внешнее удобство – возможность творить молитву про себя при всяких условиях – вводят в соблазн: является желание заменить все остальное молитвой Иисусовой.


Мысли:


«Не все ли равно, какими словами молиться? Если я через молитву Иисусову достигаю исключительного подъема – зачем мне постоянно ходить в церковь или дома вычитывать другие положенные молитвы, которые такого действия на душу мою не оказывают?»


Молитва Иисусова ни в коем случае не должна заменять собою установленных Церковью правил и служб.


Вставший на путь «замены» постепенно отходит от главного источника всех истинно молитвенных состояний – от Церкви. Соблазняемый дьяволом, который внушает, что замена молитвой Иисусовой всего остального есть замена «высшим» «низшего», молящийся, как слепой, идет в духовную пропасть. Обособленный в своей молитве от молитвы общецерковной, молящийся замыкается в кругу своих личных молитвенных переживаний, услаждаясь некоторое время ими как необычайно возвышенными, доходя во время молитвы чуть ли не до новых «откровений», или впадает в прелесть: горделиво начинает мудрствовать о себе как о человеке богоизбранном, имеющем непосредственную связь с Богом, помимо Церкви, или теряет все сразу и впадает в уныние.


Сила церковной молитвы – не в силе переживаемых нами ощущений, а потому и сравнивать ее и оценивать надо иначе.


Молитвенное пребывание в Церкви Христовой чрез участие в совершаемых Богослужениях, по созданному этой Церковью, водимой Духом Святым, чину является тем источником «воды живой», который можно лишь дополнять особым молитвенным правилом, а не заменять.


Оживотворяющая сила церковной молитвы заключается не в силе переживаний отдельных лиц, а в ее церковности, и потому каждый член Церкви должен быть ее участником. Безнаказанно для духовной жизни нельзя порывать молитвенной связи с Церковью, как бы она ни заменялась обособленной и единоличной молитвой.


Продолжение